Кто помнит Руслана Галимова?     




«Кто помнит Руслана Галимова?»


   На такой заголовок я наткнулся в многотиражке строителей московского метрополитена, путешествуя по Интернету. Далее сообщалось, что издательство «Студия» выпустило в свет трехтомную «Антологию русского лиризма ХХ века», в которую включен и Руслан Галимов, в конце своей до обидного короткой жизни обитавший в Москве по лимиту и работавший в Метрострое.
    «Среди нескольких сотен авторов, представленных в этом итоговом трехтомнике, - прочитал я, - можно не обнаружить некоторых широко известных в недавнем прошлом так называемых эстрадных поэтов или чересчур политизированных стихотворцев, отмеченных когда-то высокими премиями. Зато очень щедро показано творчество приверженцев «тихой поэзии» – Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Передреева, Станислава Куняева и других». В составе лирической сборной ХХ века оказались не только поэты. Стихи Руслана Галимова, как говорилось в заметке, соседствуют в антологии с отрывками из прозы Федора Абрамова, Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Василия Шукшина, Александра Куприна и даже оригинального русского философа Ивана Ильина.
   Как вам такое соседство? В антологии века автор многотиражки обнаружил и бывших метростроевцев – Евгения Долматовского, Беллу Ахмадулину, Николая Старшинова, ставших также и участниками юбилейного метростроевского поэтического сборника «Из тоннелей – на Парнас».
    «К большому сожалению, - сокрушался автор заметки, - туда не попал со своим поэтическим творчеством Руслан Галимов, хотя этот человек имел для того и биографические, и литературные основания».
   Я разделил с автором заметки уверенность в совершенно достаточных литературных основаниях присутствия Руслана Галимова не только в любой антологии, но и в юбилейном метростроевском сборнике. Хотя причина сего обидного отсутствия мне более чем понятна: Руслан скончался в 1982 году, имея за тридцать шесть прожитых лет в активе всего три опубликованных стихотворения. Кто бы в Метрострое мог знать тогда такого поэта?
   Помню, как в челнинском литобъединении времен начала строительства КамАЗа над поэтом и над его стихами дружно потешались, называя белибердой и чушью. Руслан писал ни на кого не похожие свободные стихи – верлибры.

              Однажды я долго шел
              за хромым человеком
              (нам почему-то было по пути).
              Потом мы расстались.
              Он пошел к себе домой,
              а я захромал в свою сторону.
   Однажды мы ехали с Русланом в переполненном автобусе, где, надрываясь, плакал грудной младенец. Молодая мамаша изо всех сил то трясла, то колотила его, чтобы успокоить. Но крик становился все надрывнее. И вдруг Руслан на ходу выпрыгнул из автобуса. Я еле успел последовать за ним. «Н-н-ничего н-н-не понимают! – больше, чем обычно заикаясь, - сказал Руслан. – Ему там что-то м-м-мешает в пеленках! Ему б-б-больно!».
   В творчестве Руслан Галимов упорно «хромал» в свою сторону вовсе не из желания соригинальничать или следуя чьей-либо литературной «хромоте». Просто любая чужая боль мгновенно становилась его собственной болью, не оставляя времени на приискание рифм. А кругом усердно рифмовали. Кто помнит этих рифмоплетов сегодня, хотя многие из них благополучно здравствуют?
   Со дня смерти Руслана Галимова прошло ровно четверть века. За четверть века ветшает и уходит из памяти многое, и, казалось бы, автору всего трех опубликованных стихотворений не стоит и рассчитывать на внимание потомков! Но, как мне уже приходилось писать, стихи моего друга ныне включены в «Антологию мирового верлибра» наряду с классиками жанра, о нем снят на телеканале «Россия» документальный фильм «Тоска по лотерейному билету», в Чистополе, откуда он родом, существует его музей, вышло две книги его прозы. И вот еще одна, порадовавшая меня, новость: Руслан Галимов - участник «Антологии русского лиризма ХХ века». Если бы все это выпало ему при жизни… При жизни же было разве только что упоминание его имени Владимиром Высоцким в одной из своих песен. А так… Безотцовщина, мама-дворник, которой он с малых лет вставал помогать до рассвета, нищета, профтехучилище, скитания по стране, насмешки, неустроенность, тяжкий физический труд.
   Приходится только поражаться, как точно, умещая всего в нескольких строчках подлинное чувство и незаемную мысль, с какой свободой, с каким изяществом, вкусом и тактом распоряжается Руслан Галимов в поэзии языком, в сущности, вовсе для него не родным. Откуда это у него, если не от Бога?
    «Кто помнит Руслана Галимова?» – вопрошал автор метростроевской многотиражки. Помнят. Руслан Галимов представлен сразу в двух поэтических антологиях, изданных к 1000-летию Казани, - «Как время катится в Казани золотое…» и в «Казанской антологии». Однако хотелось бы, наконец, увидеть и собственный сборник стихов Галимова. Странно, но до сих пор ни одна поэтическая книжица оригинальнейшего татарского поэта так и не увидела свет. Даже у него на родине. Ручаюсь, что и при сегодняшнем книжном изобилии она нашла бы благодарного читателя. И сделала бы честь издателям.

Владимир ЛАВРИШКО

"Звезда Поволжья", №34 (6-12.09.07)













Хостинг от uCoz