|
|
ЛЕКЦИЯ
      У Щипахина третий день болели зубы. И чего он только не делал с ними: одеколон на ваточке прикладывал, анальгину полторы пачки проглотил, а зуб болел и болел.
      Мучался Щипахин, ой как мучался.
      Лечили его ребята. И вчера лечили, и сегодня, но не помогает. Так ведь и алкоголиком станешь.
      Щипахин спустился в красный уголок занять место. Футбол должен скоро начаться. Хоть отвлечься немного, когда голы будут забивать.
      Возле двери стояла воспитательница Тамара Михайловна.
      — Ты почему опаздываешь? — набросилась она.
      — Успею, — не разжимая губ, удивленно буркнул он.
      Щипахина на прошлом заседании совета общежития выбрали в редколлегию, потому что он был старостой комнаты, а ихняя комната заняла первое место среди образцовых, поэтому и решили его избрать для стенгазеты.
      Щипахин толкнул дверь. В красном уголке сидело человек восемь, и все обернулись в его сторону. Возле выключенного телевизора стоял лысый мужик лет тридцати пяти, одной рукой чего-то махал, а левой держался за спинку стула.
      — Проходите, товарищ, — вежливо сказал он.
      Щипахин присел возле стены, чтобы потом ближе было к телевизору.
      — Так вот, на чем это я остановился, — лектор опять махнул рукой, привлекая к себе внимание.
      Щипахин подпер щеку рукой.
      — Так вот. Закругляясь, я хочу сказать, что все в этом мире взаимосвязано, и каждый человек — это частица общего, а обществу совсем не безразлично, что это за человек, ибо он, этот индивидуум, по-своему влияет на общество. — Лектор пригладил лысину и, помолчав немного, спросил: — У кого будут какие вопросы?
      Вопросов не было, никто не поднял руки, сейчас должен футбол начаться.
      За спиной у Щипахина откликнулась тихо вошедшая воспитательница. Она была высокого роста: длинная, худая, выше многих ребят, под метр девяносто, наверное. Ко всем высоким она имела полное расположение, и совет общежития весь был не ниже метра восьмидесяти.
      — Ну, ребята, веселей, спрашивайте, у кого есть вопросы?
      Все молча переглянулись.
      — Тогда позвольте от вашего имени поблагодарить Сергея Андриановича за интересную и содержательную беседу. Поблагодарим, ребята, — и она первая захлопала, подходя к лектору. Ребята тоже несколько раз хлопнули, и сидевший на первом ряду включил телевизор.
      Воспитательница, подойдя к лектору, слегка наклонилась и уважительно потрясла его руку. Лектор, высвободившись, достал из внутреннего кармана бумажку вместе с авторучкой и положил перед воспитательницей на стол. Та, еще больше перегнувшись, чуть ли не пополам, что-то там черкнула, потом они опять пожали друг другу руки и направились к выходу.
      К футболу возле дверей сгрудилась толпа, и было не так уж просто пробиться. Кто-то, не дождавшись, пока уйдет воспитательница, закурил у открытой форточки.
      Проходя мимо Щипахина, воспитательница остановилась.
      — Слушай, — наклонилась она к нему, — тебе задание, как члену совета общежития.
      Щипахин медленно выпрямился.
      — Проводи его, а. — еще тише попросила она вдруг, — до автобусной остановки.
      Щипахин снизу вверх посмотрел на Тамару Михайловну, хотел сказать, что зубы болят, но Тамара Михайловна, не дав ему раскрыть рта, тут же добавила:
      — Ребята ведь после получки, мало ли что. У него же на лбу не написано, что он лектор.
      Щипахин согласился, но про себя решил на следующем заседании отказаться от редколлегии, если так и дальше дело пойдет, зачем ему это нужно.
      — Ладно, — вздохнул он, не выпуская спинку стула. Жаль было место терять — ведь займут, не успеешь оглянуться.
      Тамара Михайловна, поняв его сомнения, успокоила:
      — Ты иди, иди, стул потом у меня в воспитательской возьмешь.
      Щипахин спустился на первый этаж, лектор стоял перед доской объявлений с авторучкой в руке.
      — Никогда правильно фамилию не напишут, — и без перехода спросил: — Это вы отряжены в мой эскорт?
      Щипахин молча посмотрел ему в глаза.
      — Пардон, я говорю, вы должны проводить меня?
      Щипахин кивнул головой и шагнул к выходу.
      Был уже вечер, но фонари еще не зажигали. Щипахин с засунутыми в карманы руками шел впереди, за ним лектор.
      — И часто у вас такие сабантуи?
      Щипахин остановился, пожал плечами. Из окон общежитий доносилась музыка, крики, хлопали двери в парадных. Выскакивали разгоряченные ребята и мчались в магазин, спешили до закрытия отовариться.
      — Получка была.
      — Ах вот оно что. А мне показалось...
      Щипахин остановился послушать, и лектор чуть не наткнулся на него.
      — Пардон. Я хотел сказать, шумно у вас очень.
      — Бывает, — буркнул Щипахин.
      Некоторое время шли молча. Встречная компания расступилась, но ничего не сказала.
      — Простите, мне кажется, что я не этой дорогой шел сюда.
      Щипахин махнул вдоль переулка.
      — Здесь ближе.
      — А, ну да, ну да. Понимаю. А простите, вы всегда такой... — лектор догнал его и пошел рядом.
      — Зуб, — промычал Щипахин и показал на чуть припухшую щеку.
      — Да что вы говорите! Такой молодой и уже зуб. Я, например, в вашем возрасте никогда не думал о зубах. И давно он у вас?
      То ли зуб сам по себе стал успокаиваться; то ли лектор его заговорил — Щипахин незаметно перешел на другую сторону тротуара, чтобы лектор был с левой стороны. Может, действительно поможет.
      — А я когда пошел к зубному, понимаете, я не трус, но эти бормашины, полоскательницы!.. Кстати, у меня есть знакомый зубной врач, могу порекомендовать.
      Щипахин покачал головой, мол , и так пройдет.
      Завернули еще за один угол.
      — Я вот что хочу спросить, — снова остановился Щипахин. — Там вы говорили про частицы. Что частица на всех влияет.
      — Вы про что это? — не понял лектор.
      — Да про часть, ну из этого, общего. — Зуб совершенно не болел и можно было открывать рот. — Которое влияет.
     
      Лектор стоял перед ним, слегка наклонив голову.
      — Ну это... вы же сами говорили, когда я вошел, — начал путаться Щипахин, — я же слышал, вы сами говорили.
      Лектор вздохнул.
      — Говорил, говорил, наверное, я много что говорил. То, что вы, я и другие, действительно, часть общего и мы действительно влияем друг на друга и на все общество в целом, вы про это спросили?
      Щипахин удивленно поморгал. Вот это да. Такого бы в бригаду, да в конце месяца при закрытии нарядов.
      — А вот зуб у меня болел — это повлияло?
      — Разумеется. У вас болел зуб. Было плохое настроение, пониженный тонус. Вы могли быть раздражены. Кому-то нагрубили, например, в автобусе. А человек ехал по срочному делу. У человека решалась судьба. Ответить на вашу грубость он не сумел, не смог. — Лектор окинул его взглядом. — Не хватило храбрости...
      — Я не грубил, он сам двинул меня.
      — Неважно. Вы послушайте. А если бы у человека после вашего столкновения изменилось бы чувство, настроение, он опоздал или не сдержался бы, в другом месте, с другим человеком поступил бы так же, как вы с ним. И пошла —закрутилась цепная реакция. Понимаете? — снисходительно спросил лектор.
      — Понимаю, — вздохнул Щипахин, — чего тут не понять.
      — Вот вам и пример того, как настроение одного человека может повлиять на общество.
      Они подошли к автобусной остановке. Лектор взглянул на часы.
      — Ого. Кажется, я опаздываю, — сказал он и широко улыбнулся, — Ну так как, дать вам адрес зубного?
      — Нет, и так пройдет, — улыбнулся в ответ Щипахин.
      Когда он вошел в подъезд общежития, сорванное объявление уже валялось на полу. Щипахин поднял его и прочитал:
      Внимание! Сегодня в 18.00 часов состоится лекция на тему "Человек и общество". Лектор Иванов из общества "Знание". Явка всех обязательна".
      Щипахин поднялся к себе в комнату. Положил объявление на стол и задумался.
      Впервые за целую неделю зуб перестал болеть. Может, насовсем? — подумал Щипахин и прикрепил объявление над изголовьем. Пока пусть повисит. А если воспитательница начнет ругать, он скажет, что ему понравилась лекция и объявление он повесил на память. А может, он действительно всем нужен, не только на работе, но и тем, кто его не знает? Может, он нужен людям — и многим людям, если не всем, то многим...
|
|
|